оглавление ссылки контакты

Мастеринг: эквалайзер.

Эквалайзер - самое разумное начало процесса мастеринга :). Как правило всем известно, что такое эквалайзер и как он работает, но не всегда понятно, как им пользоваться для выравнивания тонального баланса записи.

Задачи EQ при мастеринге

Тональный баланс необходим, если мы хотим получить хорошо звучащую запись. Эквалайзинг инструментов по идее должен был быть сделан на этапе аранжировки и сведения, а для всей записи мы хотим добиться естественного звучания, что намного проще сказать, чем сделать. Однако в этом процессе все же есть некоторые общие моменты.

Принципы работы EQ

Существуют эквалайзеры разных типов, однако все они делают одно и тоже - увеличивают или уменьшают громкость группы частот. Здесь рассматриваем параметрические эквалайзеры. Частоты в параметрическом эквалайзере разбиты на группы, каждая группа имеет свой фильтр. Комбинируя группы можно создать бесконечное количество вариантов коррекции. Фильтр в группе имеет следующие параметры: Частота - частота центра группы частот. Q/Bandwidth - добротность фильтра, на какое количество соседних частот оказывает влияние фильтр. Чем больше Q, тем меньше частот. Gain - прирост уровня

Выравнивание средних частот

Прослушай запись и постарайся услышать возможные проблемы. Начни со средних частот (голос, гитары, клавиши и т.п.), поскольу часто именно там сердце композиции. Звучит ли она мутно (muddy), гнусаво (nasal) или резко (harsh). Сравни со звуком другой записи (коммерческой). Попробуй для себя обозначить различия в области средних частот.

Слишком мутно (грязно): Попробуй прибрать частоты от 100 до 300 Гц

Гнусаво: Попробуй прибрать частоты от 250 до 1000 Гц

Резко: Может быть вызвано звуками с частотой от 1000 до 3000 Гц, попробуй прибрать этот диапазон на пару децибел. Вполне возможно что пара фильтров в этой области помогут спасти положение. Ты получишь более естественное звучание, используя широкие фильтры с низкой добротностью (Q < 1.0).

Если ты поймал себя на том, что применяешь слишком узкие фильтры, или слишком уж задираешь уровень, то скорее всего ты пытаешься выправить нечто, что нельзя исправить при помощи эквалайзера. Вернись к сведению и попробуй найти проблему там. Вдобавок, твои уши быстро привыкнут к настройкам эквалайзера, и ты можешь начать задирать частоты больше, чем необходимо для того, чтобы услышать разницу.

Выравнивание низких частот

Сравнивая на этом этапе свою запись с коммерческими, у тебя может появится желание усилить бас эквалайзером - однако воздержись. Запись получит четкий бас многополосным компрессором.

Разумное применение эквалайзера на низких - срезать частоты ниже 30-40 герц. Хотя мы слышим частоты до 20 Гц, и при таком срезе могут потеряться некоторые звуки инструментов, но обычно басом наказываются звуки в диапазоне 50-100Гц, и низкие частоты могут быть безболезненно срезаны.

Таким образом можно будет убрать низкочастотное гудение и шумы, которые в противном случае повлияют на общий уровень записи.

Помни, что на каждое действие есть противодействие. Задирая одни частоты ты можешь перекрыть другие, и наоборот, понижая уровень можно подчеркнуть оставшиеся. Каждое изменение эквалайзера влияет на всю картину в целом.

Бас-гитара и бас-барабан могут занимать весьма широкий частотный диапазон - основной тон бас-барабана сфокусирован обычно возле 100 Гц, тогда как атака того же барабана вполне может быть в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Иногда можно добиться более четкого звучания баса эквалайзером в этом диапазоне частот, тогда как на 100 Гц можно получить муть в звуке.

С другой стороны, если ты хочешь добавить звонкость басу в стиле хип-хопа, попробуйте сделать небольшой пик на частотах 50-60 Гц.

Выравнивание высоких частот

В последнюю очередь прислушайся к звучанию высоких частот.

Не удивляйся, если твоя запись звучит слегка вяло и приглушенно. Ты можешь исправить это эквалайзером с низкой добротностью (в широком диапазоне частот) в районе 12-15кГц. С другой стороны, добавить яркости и блеска можно при помощи гармонического эксайтера.

Будь осторожен, поднимая частоты в диапазоне 6000-8000Гц, ты сможешь добиться присутсвия на этих частотах, но так же возможно появление раздражающего призвука и звука "ccc" для вокала.

Подавление шума - отдельный большой вопрос, но иногда ты можешь приглушить шипение ленты и шум прибирая частоты в от 6000 до 10000 Гц. (так же ты можешь воспользоваться специальными средствами подавления шума)

Более приятный звук с высокими частотами, понижающимися постепенно, с наклоном 6дБ на октаву.

Визуальный контроль. Ключевым в выравнивании тонального баланса является визуальный контроль совмещенный с прослушиванием изменений - здесь незаменим спектроанализатор, который есть в Cool Edit Pro (или Adobe Audition).

Общие советы по эквалайзеру

1. Старайся вырезать частоты, а не усиливать.

2. Изменение уровня более чем на 5дБ - показатель того, что скорее всего ты пытаешься решить проблему, которую нельзя решить на этапе мастеринга. Вернись назад к сведению

3. Используй минимальное количество полос.

4. Используй фильтры с низкой добротностью (т.е. в широком диапазоне частот).

5. Срезай частоты ниже 30-50Гц во избежание гудения и низкочастотного шума.

6. Выделяй инструменты повышением уровня частот атаки, но не основного тона.

7. Попробуй многополосный гармонический эксайтер вместо эквалайзера на высоких частотах. Сравни эффект эксайтера и мягкого подъема частот в диапазоне 12-15кГц.

8. Используй и уши, и глаза.

Продолжим? Да. Нет.


Домашняя студия звукозаписи

План запуска:

1. Обновление компьютера (если требуется)

2. Установка программ для записи звука, сведения и мастеринга

3. Оборудование домашней студии звукозаписи

4. Запись звука в домашней студии звукозаписи

5. Сведение , мастеринг и запись диска

Копирование разрешено при условии размещения гиперссылки