оглавление ссылки контакты

Динамика: компрессия звука

Компрессия звука - наиболее ответственный шаг как при сведении, так и в процессе мастеринга - это как раз то, что отличает любительские записи от профессиональных. Время, потраченное на отработку динамики, с лихвой окупается.

Причины сложности:

1. Эффект весьма тонок, особенно, если сделан правильно. Это не есть то, что можно услышать непосредственно, типа флэнжера, но есть то, что чувствуется в записи.

2. Компрессор обычно не работает все время. Так что большую часть времени вы слышите звук без компрессора. Диаграммы уровня и работы компрессора здесь практически незаменимы.

3. Не все компрессоры одинаковы. Несмотря на то, что идея проста - понижать уровень сигнала при переходе через порог - реализация может сильно различаться.

Применение качественного компрессора позволит сгладить все неровности звучания.

Основы компрессии

Частая аналогия - звукотехник, который следит за уровнем сигнала и крутит ручки громкости. Насколько он их крутит - называется ratio (отношение). Таким образом, отношение 3:1 означает, что если уровень сигнала превысит порог на 3дБ, то инженер выкрутит ручку так, что бы уровень превышал порог на 1дБ.

Время атаки

Время, по прошествии которого и при превышении порога компрессор начнет действовать. Чем меньше время атаки - тем на более коротких пиках уровня срабатывает компрессор. Если ты хочешь смягчить барабан, то нужно ставить меньшее время, но если хочешь, что бы удары проходили неизменными - то большее. Практическое правило - начинай со времени атаки в районе 10мс, и выставляй - меньше для сильного сглаживания, больше - для слабого.

Так же важно помнить, что малое время атаки может вызвать искажения, особенно на низких частотах. Низкочастотные сигналы имеют обычно большой период, и компрессия, действующая посреди периода, звучит очень неестественно.

Время спада

Время, через которое компрессор перестает работать после срабатывания. Начинай со 100мс, хотя четких правил здесь нет. Главное это понимать принцип работы - слишком малое время спада может звучать неестественно, поскольку компрессор слишком быстро восстанавливает уровень, тогда как слишком большое время спада приводит к тому, что под действия компрессора попадает сигнал, который не нуждается в компрессии.

На рисунке ниже показана волновая форма моно-сигнала до обработки компрессором.

до компрессии

А вот тот же сигнал после обработки компрессором (порог срабатывания (-6db), время атаки 10 мс, время спада 100 мс, отношение 3:1).

после компрессии

Как видишь, работа компрессора похожа на работу парикмахера, который срезает слишком длинные кончики волос. Но компрессор срезает не волосы, а пики сигнала, превышающие порог срабатывания. В итоге громкость звука выравнивается.

Общая стратегия компрессии

Выбери отношение. В зависимости от того, какой сигнал ты обрабатываешь возможные значения:

Вся запись - от 1.1 до 2.0

Бас, бочка - от 3.0 до 5.0, и даже 10.0

Хай-хэт - без компрессии, иначе он звучит неестественно

Акустическая гитара - от 3.0 до 4.0

Электрогитара - от 4.0 и выше

Вокал - 2.0-3.0 - и это весьма грубые предположения, так как всё зависит от вокалиста и цели, которую нужно достичь: если, например, песня лирическая, то динамика (тихие-громкие участки в вокале) не помешает.

Опусти порог срабатывания чуть ниже среднего уровня записи

Отрегулируй усиление так, чтобы громкость сигнала до компрессии была равна громкости сигнала после компрессии. Таким образом, можно проверить эффект именно компрессии, включая-выключая кнопку "bypass".

Экспериментируй с атакой и спадом - общих правил здесь нет.

Лимитер и Экспандер.

Если ты понимаешь принцип компрессии, то принципиально нового здесь ничего нет. В простейшем случае лимитер - это еще один компрессор, предназначенный для сглаживания самых верхних пиков записи, для которых можно выставить большее отношение. Экспандер обрабатывает сигналы с уровнем меньше порогового, в противоположность лимитеру и компрессору.

Три основных применения экспандера:

Точно так же как повысить громкость записи можно, обработав ее компрессором и подняв общий уровень, также можно усилить только самые тихие участки - как раз это и делает экспандер.

Экспандером можно ограничивать шум - т.е. те участки записи, где уровень меньше порогового, отрезаются напрочь.

Экспандер можно использовать для "разжатия" скомпенсированной записи.

Компрессор, лимитер и экспандер вместе можно эффективно использовать для полного контроля динамики записи.

См. также Мастеринг: многополосная компрессия

Продолжим? Да. Нет.


Домашняя студия звукозаписи

План запуска:

1. Обновление компьютера (если требуется)

2. Установка программ для записи звука, сведения и мастеринга

3. Оборудование домашней студии звукозаписи

4. Запись звука в домашней студии звукозаписи

5. Сведение , мастеринг и запись диска

Копирование разрешено при условии размещения гиперссылки